воскресенье, 28 августа 2011 г.

Командировка в Сирию 20-24.08.2011

Итак, уже несколько дней, как закончилась моя командировка в Сирию, но написать я не мог по одной очень неприятной причине. Но обо всем по порядку.

Поездка организовывалась одной из сирийских общественных организаций. В состав делегации входили известные ученые, политики и журналисты. Основная цель - своими глазами посмотреть на то, что происходит в стране и убедиться в том, что картинки, рисуемые нам западными телеканалами и газетами, в которых сирийская армия убивает мирных демонстрантов, в корне не соответствуют истине.

Вылет самолета был в 10:15. Для меня, живущего в Подольске, это время крайне неудобное. Пришлось встать в 2:30, собраться за час и сесть в такси до железнодорожного вокзала. Первая электричка отходит в районе половины пятого, но я решил выйти пораньше - на всякий случай. В итоге на месте был за 45 минут до отправления. Пришлось ждать. Этим, правда, все не окончилось. Вышел в Царицыно в пять утра. Как многие, наверное, догадываются, метро в это время еще закрыто. Спустя некоторое время я пробрался таки в него и поехал на Киевский вокзал, где сел на аэроэкспресс.

Кто не ездил, тем рекомендую. В пути 35 минут. Без пробок и головной боли. Кресла удобные, мест для чемоданов много. Стоит много - 320 рублей. Для сравнения - маршрутка около сотни. Во Внуково был часа за два с половиной до вылета. Подождал организаторов поездки, прошли регистрацию... В общем, все стандартно.

В 13:00 по местному времени сели в Дамаске. Сразу по прилету была встреча с местными журналистами. Тем временем нам проставляли визы. После нас погрузили в автобус и отвезли в отель под названием Cham Palace. Он находится в самом центре Дамаска, недалеко от Старого города. Оформлен в восточном стиле. Комнаты вполне европейские. В ящике одного из секретеров нашел Коран и метку с указанием направления на Мекку.

Мы расселились по комнатам и только в половину девятого собрались, чтобы отправиться на ужин в один из местных ресторанов. После ужина была небольшая прогулка по городу. А потом нас отвезли обратно в отель.

На следующий день встал в семь, позавтракал. Нас собрали в холле и отвезли к рынку Аль-Хамидия. Это уже на выходе.

После прогулки по нему мы посетили одну из местных церквей, где состоялось выступление для журналистов Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV касательно происходящих в Сирии событий.

Вот Церковь:

А вот и Патриарх:

Потом мы посетили какой-то дворец, который я не фотографировал, потому что вел крайне интересный разговор с некоторыми членами нашей делегации. А затем была Мечеть Омейядов. Это один из входов:

А это уже во внутреннем дворе:

Как раз к тому времени шла молитва. Потом мы опять прошли через рынок Аль-Хамидия, дождались автобус и уехали в отель. На ужин нас повезли в ресторан, который располагался на горе, у подножия которой лежит Дамаск. Там я познакомился с господином Хасаном, который занимается поставкой водного оборудования. В течение ужина мы обсуждали с ним внутриполитическую ситуацию в Сирии, потом этот разговор продолжился в автобусе, и наконец, в одном из кафе, где мы слушали выступление президента Асада.

По идее, вечером нашей делегации надо было ехать на телевидение для участия в какой-то аналитической передаче. Но поскольку я весь вечер просидел с господином Хасаном, туда я попасть уже не смог, а потому пошел в свой номер. И только собрался снять с себя костюм, как раздался стук в дверь. Одна из служащих отеля предложила поехать на концерт. Я подумал, что отоспаться я смогу и после смерти, и согласился.

Через 10 минут нас уже везли опять в центр. Не успел я занять место для созерцания происходящего на сцене действия, как ко мне обратился рядом сидящий человек, который оказался студентом одного из местных университетов, который проводил среди иностранцев опрос для своей исследовательской работы на предмет того, как скоординировать рекламные программы, чтобы привлекать больше туристов в страну. Не бросать же в беде. Сам недавно был студентом. Ответил на вопросы. А он в знак благодарности угостил мириндой. Концерт, правда, пролетел мимо глаз и ушей, поскольку, пока заполнял анкету, беседовал с ним на разные темы.

И опять нас переместили в отель.

На следующее утро просыпаюсь в 7. Неспеша перемещаюсь в ванную. Так же неспеша одеваюсь. И тут раздается звонок моего редактора, который также был в этой поездке. И он сообщает мне, что через каких-то 15 минут мы отъезжаем в город Хама, где еще не так давно шли самые ожесточенные бои между боевиками и сирийской армией. От прежней неспешности не осталось и следа.

Сели в автобусы и поехали. Путь был достаточно долгий. Перво-наперво в Хаме нас привезли в местный парламент:

Перед нами по поводу происходящих событий выступал губернатор провинции Хама:

А потом нас повезли по городу. И первым пунктом был бывший офицерский клуб, которому пришлось повстречаться с теми, кого западные СМИ называют мирными демонстрантами. Вот что от него осталось:

А так он теперь выглядит внутри:

И опять снаружи:

От офицерского клуба нас повезли к нашему аналогу прокуратуры. Тут "мирные демонстранты" тоже побывали:

И то, что творится внутри:

Хочу заметить, что бандиты жгли совершенно определенные комнаты, в которых, очевидно, лежали документы, которые кому-то очень не нравились. Большинство кабинетов остались нетронутыми или всего лишь закоптились из-за дыма:

Следующим пунктом на нашем пути был полицейский участок. Точнее то, что от него осталось. Здесь "мирные демонстранты" тоже побывали:

Рядом стоят сожженные машины:

Во всей Хаме я увидел только одну сгоревшую квартиру. Была ли это месть соседей, или же здесь прошелся бытовой пожар, неизвестно:

В целом же, нападениям подвергались только и исключительно государственные учреждения - и это на фоне сообщений западных средств массовой информации о том, что в город были введены танки, которые стреляли по жилым кварталом. Я там был и говорю: такого не было и быть не могло!

Затем нас отвезли на мост через реку Оронт, на которой стоит Хама. Он стал известен после того, как мир облетели кадры, как боевики сбрасывают в воду изувеченные тела убитых ими солдат и представителей власти. Пятна запекшейся крови здесь сохранились до сих пор:

После этого нас отвезли поужинать, а затем мы отправились в обратно в Дамаск. Там полночи было убито на написание статьи. Вообще, должен сказать, что спал я в среднем 4 часа в сутки.

Следующий день до вечера был свободен, а потому я пошел погулять по городу.

Вот - напротив Хиджазского вокзала:

Потом зашел и в здание вокзала:

На втором этаже:

Рядом с вокзалом стоит вот такой замечательный паровоз:

А это уже на фоне памятника отцу нынешнего президента Хафезу Асаду:

Когда я возвращался в отель, у входа меня встретил один из организаторов поездки и предложил поехать в военный госпиталь, где лежат раненные в результате общения с "мирными демонстрантами" солдаты. Не задумываясь, согласился. Через сорок минут были на месте.

Сирийская больница, примерно как и наша, - по-казарменному просто, но чисто.

Первым, в чью палату я вместе с другими журналистами зашел, был вот этот человек:

Судя по его ранению, у протестующих каким-то образом оказалось еще и огнестрельное оружие, которое они, не очень-то помедлив, и применили.

А вот этому солдату повезло меньше. Ему встретились "демонстранты" не только с пистолетами и автоматами:

Третий раненый оказался более счастливым, если можно так сказать:

Сама больница, как я уже говорил, довольно проста на вид изнутри:

А это у входа:

И фасад:

Не стоит забывать, что госпиталь - военный, потому на въезде все по-серьезному:

После нас доставили обратно в гостиницу. Оттуда мы отправились на ужин. Затем опять в отель. Там собрали вещи, погрузили их в автобус, но поехали не в аэропорт, а на встречу с министром информации Сирии, где обменялись мнениями по поводу происходящего в стране. И только после этого поехали на самолет.

Рейс был на три часа ночи, причем летели не сразу в Москву, а сначала сели в Алеппо добрать пассажиров, и только потом отправились в Россию.

В самолете у меня поднялась температура. Кое-как доехал до дома. Вечером вызвали "скорую", и меня увезли в больницу. Поэтому так долго не мог написать отчет.

В целом же должен сказать, что Сирия - это очень приветливая и дружелюбная страна. Это место, где присутствует свой особый, едва уловимый дух, который прямо-таки притягивает тебя. И очень жаль, что некоторым странам хочется лишить всего этого здешних людей лишь потому, что их президент является для кого-то неудобным.